Фотомузей

100 фотографий Москвы
Готье-Дюфайе

Тверская площадь, памятник М.Скобелеву

 

 

Вербный базар на Красной площади, 1915 г.


 

 

Кудринская площадь, вид на Б.Никитскую


 

 

Крымский мост


 

   Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе родился в Москве 31 марта 1863 года. Предки Готье появились в Москве еще при Екатерине II. Основателем династии книготорговцев, державших книжные магазины в Москве, считался некий Jean Dufayet dit Gautier, владелец галантерейного и нотного магазинов. Его преемниками были владельцы книжного магазина на Кузнецком мосту Иван Антонович (1772-1832) и Владимир Иванович (умер в 1887 году). Сыном последнего и был Эмилий Владимирович Готье - один из братьев Готье, среди которых Эдуард Готье - известный врач-терапевт, Лев Владимирович-коммерсант, Владимир Владимирович - книготорговец, продолжатель дела, отец знаменитого историка Ю.В. Готье.
    Здесь надо отметить, что книжная торговля в случае с Готье была ближе к искусству, чем к торговле. Атмосфера дома Готье позволяла предположить, что из него выйдут люди, для которых история, историческое знание если не станут профессией, то будет играть важную роль в жизни.  

     Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе кроме домашнего образования, которое получали дети в таких семьях, окончил курс частной гимназии Э.Х. Репмана. Он нигде не служил, но вел активную общественную жизнь, сотрудничая в различных благотворительных обществах, где он был ответственным за финансы. Но в качестве основного дела жизни он выбрал изучение и коллекционирование всего, что касается истории Москвы. В 1906 году его увлечение получает признание профессионалов. Готье становится членом-корреспондентом, а через некоторое время действительным членом Императорского Московского Археологического общества. 

    Эмилий Владимирович принимал активное участие в жизни археологического общества, неоднократно выступал в качестве щедрого дарителя экспонатов своей коллекции, принимал также активнейшее участие в работе над созданием библиотеки, которая должна была стать составной частью Музея старой Москвы.
   С начала XX века облик Москвы начал стремительно меняться. В Московском археологическом обществе было принято решение о проведении плановой съемки различных мест, связанных с историей города. Еще пара лет, и от теплого ощущения камерности, от "домиков старой Москвы" не останется и следа. Это почувствовали и фотографы, в ежемесячном издании Русского фотографического общества в Москве  ("Вестник фотографии" за 1913 год ) можно прочитать многочисленные заметки о готовящемся фотоконкурсе "Москва уходящая", в. одной из которых говорилось: "Пусть интересные зданиям сооружения останутся лишь фоном для воспроизводимых на снимках сюжетов уличной жизни! Это только возвышает историческую ценность снимков". Итоги конкурса, к сожалению, не были подведены из-за начала Первой мировой войны.

    Именно так или почти так и должна была выглядеть концепция, сформулированная автором снимков, которые представляют своеобразную летопись городской жизни 1912-1914 гг. Кропотливо, шаг за шагом им были исхожены и запечатлены многие места Москвы, как престижные и известные, так и знакомые только местным жителям странные закоулки (всего около 500 снимков) и это единственный путь к душе города - через Воздвиженку и Шереметьевский переулок к Мухиной горе и Хамовникам.
    И если привязать его к конкретному месту, то Москва, этот огромный город-мир, ждала своего часа. Чтобы выплеснуться на хрупкие стеклянные пластинки негативов всей своей разноголосицей, разномастностью, разношерстностью, всеми своими закоулками и горками, тупиками и переулками, праздниками и базарами. Свежий взгляд праздного прохожего и тонкое чутье историка и коллекционера, помноженное на хороший художественный вкус и чувство меры - вот то, что позволило Эмилию Готье запячатлеть Москву совершенно уникальной, полной звуков и запахов.
    Документы не дают нам ответа на вопрос - сам ли Эмилий Готье-Дюфайе был непосредственным автором этих изумительных снимков или он был только руководителем и вдохновителем безымянного фотографа.
    У этой истории, вернее, у истории человека по имени Эмилий Готье-Дюфайе, нет традиционного конца. Революция, голод, репрессии (жена Готье, Елена Андреевна, сидела под арестом несколько месяцев после революции) - все это заставило Готье стать эмигрантом. О последствиях этого шага для судьбы Готье судить трудно. В архиве Ю.В. Готье сохранилось единственное письмо с обратным адресом Глорияштрассе, 70. Цюрих, датированное 1922 годом. В нем вопросы об Обществе и музее Москвы занимают половину текста - в шестьдесят лет невозможно изменить смысл своей жизни.

    А смыслом жизни русского француза Эмилия Готье была Москва.

Л. Машанская


На главную страницу

В начало

Рубрикатор

Содержание номера Следующая страничка