№ 3, 2001


   
Творческий союз "Фотоискусство"
Союз научной и прикладной фотографии

Составители: кхн О.В.Пясецкая, ктн И.А.Малахова, ктн А.В.Старичков


ТРАДИЦИОННАЯ И ЦИФРОВАЯ  ФОТОГРАФИЯ


ФОТОПРОЦЕССЫ


Как спасти старый киноархив? Часть 2. //Техника кино и телевид. - 2000. - №11.- С. 43-45.
В первой статье на эту тему ( ТКТ. №10.2000) приведены рекомендации датских специалистов по спасению уникальных архивных киноматериалов на ТАЦ основе. Данная статья также относится к материалам семинара "Кинофильм в архиве студии" (г. Сараево, апрель 2000 г.). Здесь приводятся данные, интересные для специалистов по оснащению киноархива различными техническими средствами: системами обогрева, вентиляции, теплоизоляции и т.д. По мнению редакции ТКТ, приведенные рекомендации не бесспорны, однако, могут быть использованы при проектировании новых и реконструкции старых архивных зданий, предназначенных для "вечного" хранения аудиовизуальных исторических документов на пленочных носителях информации. 


ФОТОМАТЕРИАЛЫ


"ФОТОДЖЕТ": БУМАГА РОССИЙСКАЯ// И.Кондратьев "Computerworld Россия", 08/2001
Отрадно, что среди поставщиков бумаги для струйной печати теперь появился и отечественный производитель - "Компания Славич".

Фотохудожник и дизайнер Сергей Богданов давно работает в технике традиционной фотографии и считает, что до сих пор она не исчерпала своих возможностей. Однако на одной из последних персональных выставок он представил несколько работ, выполненных полностью с применением компьютерных технологий: изображения, полученные с помощью цифровой фотокамеры Olympus C-2500L, затем были отпечатаны на цветном струйном принтере Epson Stylus Photo 1270. 
"Хотя качественное оборудование для работы в цифровом формате остается еще достаточно дорогим, большим преимуществом компьютерных технологий является гибкость, обеспечиваемая как на любительском, так и на профессиональном уровнях", - считает Богданов.
Его как профессионала пока не устраивают некоторые технологические ограничения, свойственные передаче изображения по цепочке "цифровая фотокамера - компьютер - принтер - бумага". "В отличие от традиционной техники, когда вмешательство фотографа на любом этапе процесса приводит к заранее известному конечному эффекту, результаты промежуточных корректировок при использовании цифровых технологий порой мало предсказуемы". 
Тем не менее Богданов считает, что половину своих работ - при условии достижения требуемого качества - он может создавать исключительно с помощью цифровых технологий. Фотограф, в частности, полностью отказался от съемки традиционными аппаратами, рассчитанными на применение 35-миллиметровой фотопленки (правда, доля подобной работы в практике Богданова весьма мала).
Для изготовления экспонатов упомянутой выставки научно-методический и рекламно-коммерческий центр "Круг" и фирма "Дэнко", специализирующиеся на поставках расходных материалов, носителей информации и различных аксессуаров для компьютерной техники, предоставили Богданову оборудование для оснащения "цифрового" рабочего места. Фотограф же, в свою очередь, поделился с сотрудниками этих фирм опытом использования цифровых устройств.
Конечно, выставок, на которых демонстрируются современные возможности струйной печати, становится все больше. Растет и отряд фотографов, использующих в той или иной степени цифровые технологии, и может быть, не стоило ссылаться на очередную экспозицию подобного рода, если бы не один аспект: все представленные на ней фотографии были напечатаны на бумаге "Фотоджет" производства российской "Компании Славич" из города Переславля-Залесского.
По словам коммерческого директора "Круга" Андрея Шипилова, эта бумага не залеживается на складе и пользуется достаточно стабильным спросом, хотя ее сбыт еще не принял массового характера. Так, центр "Круг" продал в прошлом году примерно 5 тыс. кв. м бумаги "Фотоджет", что составило в его общем обороте по бумажной продукции около 10%.
Опробовать бумагу смогли не только фотографы-любители или профессионалы, но также дизайнеры и музейные работники. В частности, сотрудники Государственного геологического музея им. Вернадского остались довольны результатами печати иллюстративного материала на бумаге "Фотоджет" для выставки "300 лет геологической службы в России" (для этих целей был использован один из широкоформатных принтеров производства Hewlett-Packard). Сейчас опыт работы с "Фотоджет" получают в Государственном историческом музее.
В целом интерес различных категорий пользователей к фотобумаге растет по мере расширения базы установленных фотопринтеров. На настоящий момент, по оценке Шипилова, объем российского рынка бумаги для струйной печати не превышает 10 млн. долл. в год.
С развитием рынка, как это обычно и бывает, растет число поставщиков и реселлеров. Интерес торговых компаний к бумаге объясняется неплохой прибылью от ее продажи: исследования, проведенные, к примеру, компанией "Круг", показали, что соответствующие доходы - по сравнению с другими категориями расходных материалов (ленточными картриджами для пишущих машинок и кассовых аппаратов, чернилами для струйных принтеров и т. д.) - находятся на среднем уровне.
Отрадно, что среди поставщиков бумаги для струйной печати теперь появился и отечественный производитель - "Компания Славич".
В отличие от рынка традиционной фотобумаги, где специалисты "Славича" стали авторитетными экспертами, на рынке бумаги для струйной печати компания является новичком: первая партия бумаги "Фотоджет" была выпущена летом 1999 года. Правда, до этого "Славич" пробовал продавать подобную бумагу одного из швейцарских производителей, закупая ее в рулонном виде, а на собственных мощностях выполняя нарезку и упаковку. (Впрочем, бумажную основу "Славич" по-прежнему закупает за рубежом, поскольку попытки использования отечественного сырья пока не удовлетворили специалистов компании с точки зрения качества. Как ни странно, применение импортной основы обходится "Славичу" дешевле.)
В настоящее время завод выпускает несколько видов бумаги с плотностью от 120 до 280 г/кв. м: полуматовую, матовую, глянцевую и структурную. Бумага поставляется под двумя марками - "Фотоджет" и "Фотоджет оригинал"; последняя отличается улучшенной впитываемостью чернил.
Исходная основа продукции - бумага в рулонах, которая затем режется на листы форматов A4 и A3, упаковывается в стандартные пачки по 20 листов и в этом виде поступает на заводской склад. Однако на заказ завод может поставить бумагу любого формата, в том числе и в виде рулонов шириной 610 и 914 мм. В последнем случае, правда, есть один нюанс: у завода нет шпулей, поэтому заказчик должен предоставлять их сам, как это делает один из крупнейших потребителей бумаги "Фотоджет" - компания "МакЦентр".
Большинство отзывов пользователей, опробовавших бумагу, - положительные. Конечно, не последнюю роль играет тот факт, что бумага "Славича" существенно дешевле аналогичной продукции Epson или HP.
В частности, в московском салоне "Имидж.ру" цена "Фотоджета" почти в 2,5 раза ниже стоимости соответствующих сортов бумаги для струйной фотопечати под маркой Epson. Благодаря сравнимым по качеству печати результатам (а в салоне демонстрируют реальные отпечатки, полученные на "Фотоджет" с помощью принтеров Epson) консультанты "Имидж.ру" рекомендуют отечественную бумагу для выполнения, например, пробных отпечатков.
Некоторые потребители отмечают также высокую светостойкость "Фотоджета".
К сожалению, пока все же не обходится без проблем. Так, на тонкой полуматовой бумаге плохо сохнут - и, соответственно, могут смазываться - чернила при печати на домашних принтерах.
Однако та же бумага при использовании на различных широкоформатных принтерах производит на потребителей неплохое впечатление. Но в то же время в случае широкоформатной печати возникали неприятности при использовании глянцевой бумаги типа полукартон: в подобных случаях
наблюдается неравномерность несущего слоя (подложки), из-за чего местами происходит отслоение краски, особенно при отрезании напечатанной фотографии от рулона.
Представители завода признают, что им предстоит большая работа. "Мы в самом начале пути, - говорят они. - Технология струйной печати постоянно совершенствуется, поэтому нынешний процесс изготовления 'Фотоджет' завтра вполне может измениться. Мы должны подстраиваться под производителей принтеров".
У потребителей имелись и другие претензии к бумаге "Фотоджет", часть из которых в "Славиче" уже учли. Например, на упаковке теперь указан срок хранения (первоначально никаких упоминаний об этом не было); проставлен также гарантийный срок хранения.
Как утверждают представители завода-изготовителя, их бумага "хорошо подходит для струйной печати с разрешением до 1440 точек на дюйм". При этом они не делают особого различия между производителями принтеров, каждый из которых предлагает бумагу под собственной маркой, утверждая, что только поставляемая им бумага учитывает все технологические нюансы процесса печати.
В "Славиче" разделяют пока только бумагу для четырехцветной и шестицветной печати (для нужд последней предназначена бумага "Фотоджет оригинал").
Между тем в "Славиче" пока не собираются делать более детальных разграничений по видам бумаги, хотя технологические возможности предприятия позволяют делать многое. В частности, разработать рецептуру для сублимационной печати. Правда, только в том случае, если появится соответствующий заказчик.
В настоящее время основные усилия специалистов завода направлены на разработку специальной водостойкой бумаги.
У реселлеров - как и потребителей - тоже есть некоторые претензии к "Славичу". До последнего времени "Славич" слабо занимался целенаправленной политикой в области сбыта бумаги, в частности, практически не занимается продвижением торговой марки. По-видимому, предприятие не собирается пока вкладывать средства на эти цели. По крайней мере, в прошлом году средства на рекламу, например, не были выделены вовсе. К сожалению, до сих пор нет даже содержательных буклетов, посвященных "Фотоджету".По словам Шипилова, "проведение имиджевой кампании по бумаге 'Фотоджет' было бы хорошим подспорьем для реселлеров". 
Пока же реселлеры вынуждены сами заниматься популяризацией "Фотоджета", предоставляя образцы для пробы различным организациям и частным лицам. Партнеры "Славича" по просьбе этого предприятия собирают также отзывы пользователей о бумаге "Фотоджет", благодаря
чему знают о свойствах бумаги не меньше, чем сам производитель.
Своим отношением к российскому рынку переславское предприятие напоминает позицию другого российского производителя - Уральского электронного завода (УЭЗ), наладившего выпуск дисков CD-R. Правда, в отличие от УЭЗ вопрос об окупаемости проекта для "Славича" не стоит: в частности, для выпуска бумаги "Фотоджет" используется то же самое оборудование, что и для производства традиционной фотобумаги.
Справедливости ради стоит отметить, что начало нынешнего года отмечено более внимательным отношением предприятия к нуждам своих партнеров по сбыту "Фотоджета". В частности, реселлеры отмечают, что сократились сроки поставки продукции. 

ФОТОАППАРАТУРА


SANYO ВЫПУСТИЛА КАМЕРУ ДЛЯ СЛУЖБ БЕЗОПАСТНОСТИ//http://subscribe.ru/

Sanyo Electric выпустила цифровую камеру DSR-A1000 со встроенным жестким диском на 10,2 Гбайт. Камера предназначена для использования службами безопасности. Основой устройства является 1,5 Мегапиксельная ПЗС матрица. Камера может записывать SXGA (1360x1024) фотографии со скоростью до трех кадров в секунду. 

На винчестер входит до 17.000 снимков. Цена камеры - около $3000. Sanyo планирует производить 5000 единиц в месяц. По качеству изображения и эксплуатационным расходам камера превосходит NTSC аналоги. Устройство оборудовано NTSC видео выходом и интерфейсом USB. Опционально может поставляться карта (PC card) для подключения к ЛВС.

ФОТОПЛЕНКУ - В АРХИВ?// Билл Ховард, PC Magazine/RE №2/2001 
За пять лет, прошедших после выпуска первых цифровых фотокамер, в области цифровой обработки изображений достигнуты поразительные успехи, но возможности этой технологии не исчерпываются даже с появлением трехмегапиксельных (3-Мп) сенсоров. И всякий фотограф, хоть раз державший в руках хороший 35-мм аппарат, понимает, что цифровые камеры пока еще уступают пленочным.
В обзоре рассматриваются девять новейших цифровых фотокамер с 3-Мп матрицами ПЗС, выпускаемые компаниями Canon, Casio, Epson, Kodak, Nikon, Olympus, Ricoh и Toshiba. Устройства, реальная розничная цена которых не превышает 1000 долл., обеспечивают отличное качество изображений размером 20 х 25 см, а иногда, при точном соблюдении правил съемки, позволяют получить увеличенные снимки размером 28 х 36 см вполне приемлемого качества. В лаборатории PC Magazine Labs были также проведены испытания двухмегапиксельных камер, чтобы выяснить, чем придется поступиться пользователям, желающим сэкономить примерно 200 долл.
С позиций потенциального пользователя 
Насколько довольны вы будете, купив лучшую из представленных в обзоре фотокамер, зависит от ваших личных вкусов и целей, для которых вы ее применяете. Кроме того, необходимо ответить на вопрос, действительно ли вам нужна 3-Мп камера. Каждое изображение, снятое в режиме наивысшего качества, занимает три четверти мегабайта в формате JPEG - или 9 Мбайт в несжатом формате TIFF. При проведении лабораторных испытаний и подготовке рецензий мы ориентировались на три типичные области применения, оставив без внимания четвертую из перечисленных ниже.
Публикация в Web.
Быстрота обработки снимков - самый важный в данном случае критерий, поэтому здесь цифровые камеры имеют явное преимущество перед пленочными моделями. Применение для этих целей трех- и даже двухмегапиксельных устройств абсолютно неоправданно. Если вас устраивает качество изображения, то можно вполне обойтись 1-Мп камерой. Однако, поскольку последнее поколение 2- и 3-Мп устройств обеспечивает более достоверную цветопередачу, изготовители не прилагают серьезных усилий для совершенствования 1-Мп моделей.
Деловая сфера.
Для выпуска фирменного бюллетеня или рекламных проспектов нужна камера с высоким разрешением и 3X-объективом, пригодным для съемки при любом освещении. Рассматриваемые в обзоре камеры идеально подходят для таких применений. В то же время агентам по продаже недвижимости, специалистам, определяющим сумму выплат по страховке, и полисменам, как правило, нужно просто зафиксировать какое-то событие. Эти изображения не обязательно хранить после события, а для передачи по каналам сотовой связи предпочтительно иметь снимки меньших размеров.
Для индивидуальных пользователей. 
Эти пользователи, успешно освоили PC-технологии, сопутствующие цифровой фотографии и особенно удобные для печати снимков. Они извели достаточно много традиционной пленки (15 долл. за рулон с последующей обработкой), чтобы понять, что общая стоимость владения цифровой камерой гораздо ниже.
Профессиональные фотографы.
Фотокорреспондентам газет и журналов нужны надежные камеры, с нулевой задержкой между нажатием на затвор и собственно съемкой, малым временем подготовки к съемке следующего кадра, возможностью делать несколько снимков в секунду, дальностью действия вспышки свыше 20 м и сверхсветосильным или длиннофокусным объективом. В студийных условиях нужна безупречная достоверность цветопередачи. Пользователи этой категории, как правило, покупают пленочные аппараты ценой не ниже 1500 долл. Цифровые камеры профессионального класса стоят не меньше 5000долл., но столь высокая цена не смущает фотографов, поскольку они получат значительную экономию на пленке. Таким пользователям не подойдут даже лучшие из представленных в обзоре камер, пригодные разве что для получения снимков улыбающихся героев дня - излюбленного материала местных газет.
Наши выводы 
Сначала о том, что нам понравилось. Все девять испытанных 3-Мп устройств позволяют получить отличные снимки хорошо освещенных дневных сцен. Хорошее качество фотографий обеспечивали даже аппараты, поставщики которых не пользуются высокой репутацией на рынке цифровых камер. Лучшие камеры показали хорошие результаты при слабом освещении, они снабжены более понятными органами управления. 
Большинство рассматриваемых камер внешне выглядят как традиционные 35-мм фотоаппараты, за исключением устройств Nikon и Ricoh, которые состоят из двух конструктивно обособленных частей - для просмотра и для съемки. В некоторых случаях такая нетрадиционная конструкция более удобна, особенно для съемки в необычном ракурсе. Из двух "авангардных" моделей камера Nikon имеет более продуманную конструкцию.
Большинство представленных в обзоре камер (за исключением Kodak и Canon) могут применяться для съемки коротких видеофильмов, но не спешите избавляться от своей видеокамеры. С помощью этих аппаратов можно снимать лишь короткие клипы длительностью примерно 20 с с разрешением 320 х 240 пиксел и частотой кадров приблизительно 15 кадр/с.
Органы управления стали более интуитивно понятными, хотя краткое руководство придется носить с собой до тех пор, пока вы не освоите все кнопки и ручки. По крайней мере запомните комбинацию клавиш для возврата к заводской настройке параметров - на случай, если вы 
нечаянно включите режим макросъемки и не сможете его отменить.
Светлые и теневые стороны.
В идеальных условиях качество снимков было хорошим и отличным. В настоящее время номинальная долговечность изображений, полученных с помощью таких принтеров, как Epson Stylus Photo 2000P, превышает 100 лет - больше, чем у снимков, отпечатанных на фотобумаге. Но, чтобы получить высококачественные фотографии в условиях, отличающихся от идеальных, необходимо везение, профессионализм или хорошая подготовка. Мы обнаружили, что процедура автоматической фокусировки при съемке движущихся объектов и монохромных сцен занимает больше времени.
После того как камеры преодолели двухмегапиксельный рубеж, качество объектива приобретает особое значение для точного переноса светового потока на ПЗС (прибор с зарядовой связью). Известные изготовители камер (такие, как Canon, Nikon и Olympus) всегда применяли в цифровых аппаратах высокого уровня хорошую оптику; другие компании следуют их примеру.
Если в вашей камере установлены щелочные батареи, замените их никель-гидридными аккумуляторами. Цена упаковки из четырех элементов составляет около 25 долл.; еще 25 долл. придется заплатить за зарядное устройство. Выпуск камер стоимостью не менее 500 долл. без аккумуляторов абсолютно не оправдан. В некоторых камерах используются ионно-литиевые батареи, которые работают очень долго, но часто выдают предупреждение всего за несколько минут до полного истощения ресурса. Щелочные батареи совершенно не подходят для использования в цифровых камерах с большим энергопотреблением. Однако мы рекомендуем купить дорогостоящие, имеющие длительный срок службы или обеспечивающие высокий ток разряда щелочные батареи для применения в особо ответственных случаях; они могут с успехом работать в цифровых камерах.
Разочаровала функция электронного увеличения во всех камерах, где предусмотрена такая возможность. На самом деле, как и в DV-камерах, существенное значение имеет лишь коэффициент оптического увеличения. Двукратное электронное увеличение вдвое приближает объект, удваивает число артефактов и вдвое снижает резкость. Огромное преимущество 3-Мп камер заключается в том, что при съемке удаленного объекта можно увеличить центр изображения, сохранив сравнительно неплохую четкость картинки.
3-Мп матрица ПЗС обычно формирует изображение размером 2048 х 1536 пиксел. В некоторых камерах методом интерполяции с различным успехом достигается более высокое разрешение. Например, в режиме HyPict фирме Epson удалось интерполировать изображение до размера 2544 х 1904.
Два или три мегапиксела? 
Недавно компания Olympus анонсировала четырехмегапиксельную камеру, но ее цена неприемлемо высока для большинства пользователей (реальная розничная цена 2000 долл.), а генерируемые файлы довольно велики (1 Мбайт в формате JPEG и около 12 Мбайт в несжатом формате TIFF). Положительная сторона этого события состоит в том, что выпуск этой камеры, а следом за ней и других устройств такого же класса приведет к снижению цен на 3-Мп аппараты, подобно тому, как после появления 3-Мп камер снизились цены на 2-Мп модели.
Приобретая камеру с более низким разрешением, вы тем самым лишаете себя возможности применять технологии 2000 г., а вместо этого возвращаетесь в прошлое - к технологиям 1998-99 гг. Не покупайте исчезающие с рынка 1-Мп модели, оснащенные лишь встроенной памятью. Даже при цене 100 долл. такой выбор не будет оправданным, поскольку по своим возможностям устройство мало чем отличается от цифровой камеры для Барби, выпускаемой фирмой Mattel.
Какую бы камеру вы ни выбрали, вам потребуется купить карту памяти большей емкости. Практически все современные камеры оснащаются портами USB и последовательными соединениями, но вы не пожалеете, если приобретете устройство чтения карт USB CF (примерно 25 долл.) или USB/CF/SmartMedia/PC Card (50 долл.). Рекомендуем купить второй комплект аккумуляторов, особенно если камера работает всего от двух батарей типа AA. Если вы много снимаете вне помещения, то купите козырек от солнца (козырьки в камерах либо отсутствуют, либо неудобны). Возможно, вам потребуется обновить ПО, поскольку то, что поставляется вместе с камерой, часто представляет собой упрощенные или устаревшие версии программ.
Итак, мы рассказали, в каких случаях и для каких целей оправданно применение цифровых фотокамер, и дали некоторые рекомендации для покупателей. А теперь давайте зададимся вопросом: действительно ли пленка отжила свой век? Ответ абсолютно однозначный: нет. При всех достоинствах цифровых камер обеспечиваемые ими скорость съемки и качество изображения недостаточны для целого ряда применений. Вот почему некоторые фотографы по-прежнему предпочитают цифровым аппаратам старые пленочные модели, как бы дороги и неудобны они ни были.

CANON ПРЕДСТАВИЛ ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СКАНЕРА//www.canon.ru, 03/2001 г.

CanoScan D2400U 
Сканер использует ПЗС матрицу с разрешением 2400 dpi. Интерфейс, как следует из названия, USB. Используется фирменная система линз Super-Galileo. Обеспечивается 48-битный цвет и разрешение до 4800 dpi. Ожидаемая цена около $340. 

CanoScan D2400UF 

Модель отличается от предыдущей возможностью сканирования в инфракрасном свете. Ожидаемая цена около $420.
CanoScan D1230U
Использует ПЗС матрицу с разрешением 1200 dpi, система линз Galileo. Обеспечивается 42-битный цвет с разрешением до 2400 dpi. С помощью дополнительного модуля FAU-S12 возможно сканирование прозрачных документов. Ожидаемая цена - $230. 
CanoScan D646U 
Бюджетная модель, использует ПЗС матрицу с разрешением 600 dpi. Обеспечивается 42-битный внутренний (24-бит внешний) цвет и разрешение до 1200 dpi. Ожидаемая цена - $145. 

DUOSCAN f40 РАБОТАЕТ В ТЕМПЕ FireWire//PCWeek/RE, 5 марта 2001 г.
Компания DPI, официальный дистрибьютор фирмы Agfa, объявила о начале продаж сканеров Agfa DuoScan f40. Эта модель принадлежит к новому поколению планшетных сканирующих устройств среднего класса, снабженных скоростным интерфейсом FireWire (IEEE-1394). Однако в отличие от большинства других аппаратов данной категории для сокращения времени предварительного просмотра оригиналов и выполнения процедуры сканирования в DuoScan f40 применена параллельная обработка красного, зеленого и синего цветовых каналов. 
Как и в других сканерах серии DuoScan, в модели f40 реализована технология TwinPlate, предусматривающая две поверхности сканирования: обычную стеклянную пластину для непрозрачных оригиналов и отдельный лоток для пленок и слайдов, вставляемый в корпус сканера. Согласно паспортным данным, аппарат имеет оптическое разрешение 1200х2400 точек на дюйм, 42-разрядную глубину представления цвета и динамический диапазон 3.0D. В комплект программного обеспечения включены приложения Agfa FotoLook, Agfa ColorTune, Adobe Photoshop LE и I.R.I.S. ReadIris. 
Рекомендованная розничная цена модели DuoScan f40 - $1250. 

CANON ВЫПУСТИТ ПРИНТЕР ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПЕЧАТИ//Компьютерные Новости, 16.03.2001

Потребность в выпуске такого принтера вызвана все более широким распространением цифровых камер. Для печати фотографий такой принтер не требует подключения к персональному компьютеру. Разрешение сублимационного принтера CP-10 - 300 dpi, при печати воспроизводится до 256 оттенков каждого цвета. Время, требуемое для печати одной фотографии, составляет 56 секунд. В продажу принтер поступит в мае 2001 года по цене $247, а в комплекте с цифровой камерой PowerShot A10 - $665. 


CANON: ДВА НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ФОТОАППАРАТА// Компьютерные Новости, 16.03.2001

PowerShot A10

PowerShot A20

Две камеры должны иметь просто превосходное отношение цена/качество и предназначены для неопытных пользователей. Первая, PowerShot A10, оснащена 1,3 Мегапиксельной матрицей. Вторая, PowerShot A20, использует 2-х Мегапиксельную матрицу. Обе камеры обеспечивают оптическое 3x увеличение, в них встроен новый "движок обработки фотографий", обеспечивается печать на описанный выше принтер CP-10. Как заявляет производитель, камеры обеспечивают качество не хуже своих более дорогих вариантов. Фотоаппарат можно обернуть в водонепроницаемый чехол WP-DC200 и производить съемку под водой. Продажи начнутся в мае, цена A20 составит $466, A10 - $415. 

CANON: НОВАЯ КРОШЕЧНАЯ ЦИФРОВАЯ КАМЕРА // Компьютерные Новости, 16.03.2001

Еще одной новинкой апреля станет миниатюрный цифровой фотоаппарат IXY Digital 300. Оптическое увеличение - 3x с помощью "утапливаемого" объектива, ПЗС матрица на 2,1 Мегапикселя, тот же самый новый "движок обработки фотографий" плюс печать на CP-10. Цена камеры будет отнюдь не миниатюрной: $708. 


РЫНОК ФОТОТОВАРОВ И УСЛУГ


КАК НАСЧЕТ БУДУЩЕГО?// www.agfaphoto.com, 19.01/2001 
Струйные и электростатические процессы печати, воспроизводство цифровых данных изображения, лазерные и ЭЛТ системы экспозиции, печать экспонированных в цифровой форме негативов на фотобумаге, доступные системы для цифрового производства крупноформатных изображений становятся все более и более разнообразными и комплексными. Струйный рынок, например, является динамически возрастающим рынком и одним из рынков, на котором Agfa предлагает свой ассортимент пленок и бумаг под торговой маркой AgfaJet. 
Обзор и анализ современной ситуации, сделанный фирмой Агфа, проводился на новаторском и лидирующем в мире рынке Северной Америки, для чего проводился представительный телефонный опрос профессиональных фотолабораторий в США и Канаде интервьюировался по телефону.
Насколько цифровым является рынок? 
Как новые цифровые процессы воздействуют на рынок обычных крупноформатных фотоотпечатков? Как должны профессиональные фотолаборатории реагировать на эту тенденцию роста? Все указывает на цифровое будущее. Число цифровых работ постепенно увеличивается. В то время как два года назад не более 20% входящего материала для крупноформатных печатных работ были цифровыми; тем временем это соотношение удвоилось, до 44%. В течение следующих двух лет, профессиональные фотолаборатории ожидают, что объем цифрового материала на входе превысит таковой для пленки. 
Идеальный способ - гибридный
Идеальное решение должно преобразовывать цифровые данные для обработки в обычном рабочем потоке. Это включает экспозицию на негативную пленку, используя сканер для пленки. Полученный негатив может затем обрабатываться традиционно. Сегодня в среднем 49 % всех цифровых данных изображения преобразовывается таким образом. Остальные 51% уже печатаются по некоторой форме цифрового процесса на выводе. 
Струйный способ против фотографии. 
75% всех лабораторий находит струйную печать особенно удобной всякий раз, когда требуется печатать малые тиражи. 69% предпочитали фотопроцессы всякий раз, когда должны быть напечатаны относительно большие тиражи. В то время как для почти 80% всех струйных работ с большим форматом требуется только одна или две копии, такие малые количества требуются только для 22% фоторабот с большим форматом. Только в 21% случаев всех струйных работ требуется больше, чем две копии. 
25%всех пользователей ценят особенности струйной печати. Скорость, с которой струйные работы могут быть обработаны, и превосходное качество воспроизведенных текстов - также решающие критерии. Низкая производительность - одна из главных слабостей струйного процесса. К этому добавляются проблемы на выходе и относительно недостаточная долговечность чернил. Фотографическая печать, с другой стороны, может быть легко произведена в больших сериях. Больше, чем десять отпечатков производится в 50% всех работ. В среднем, величина тиража фотопечати в десять раз больше, чем у струйной печати.
Жесткая конкуренция
Самая жесткая конкуренция на рынке крупноформатной печати происходит среди копировальных центров и центров офисных услуг. В отчете 75% всех лабораторий фотографии рассматривались как конкуренты №1. Так как их оборудование и материалы включают сравнительно низкие инвестиции, эти снижающие цены конкуренты могут сделать жизнь очень трудной для обычной фотолаборатории. 
Не имеется буквально никакой разницы в ценах между крупноформатной струйной печатью на инк-джет бумаге и крупноформатной фотопечатью; первая обходится в 129 US$, последняя - в 131 US$. Здесь нужно сделать допущение на факт, что цена струйной печати также включает ламинирование. Не имеется вообще почти никакого спроса для неламинированных струйных отпечатков. Часть добавленной стоимости, следовательно, относится к последующей обработке отпечатка.
Все фотолаборатории, интервьюируемые в отчете, подтверждали, что их объем операций увеличился с тех пор, как они начали предлагать струйные отпечатки, посредством чего целых 56 % этих лабораторий с этой новой технологией печати получили новых клиентов.
Рабочий поток теперь цифровой. 
Струйный процесс теперь занимает четверть всего рынка крупноформатных отпечатков. Согласно отчету, это соотношение, как ожидается, в ближайшем будущем повысится до почти 40%. Доля рынка обычной фотопечати, которая сегодня все еще находится в области 70%, сократится до около 40%. Лазерная технология экспозиции скоро займет добрых 20% рынка, доводя общую долю на рынке фотоотпечатков с большим форматом до 60%. 
Результаты отчета Agfa сделали очень ясным один предмет: рабочий поток профессиональной фотолаборатории становится все более и более цифровым, учитывая как обмен данными изображения между лабораторией и клиентами, так и фактический процесс производства.
Значение струйной технологии возрастает монотонно. Ее потенциал развития огромен. Новые материалы и чернила улучшат долговечность отпечатков. Специальные материалы сделают ламинирование излишним.
Профессиональная фотолаборатория будет способна утвердиться на этом рынке благодаря традиционной компетентности и ноу-хау, из которого она уже извлекло пользу - и была обязана извлечь пользу - в развитии гибридных технологий записи изображения. Таким образом, эта связь "лошадь-телега" все еще имеет очень перспективное будущее!

KODAK ИЗМЕНЯЕТ ЗАКУПКУ ОТДЕЛЕНИЯ BELL & HOWELL; ЗАКАНЧИВАЕТ 
СДЕЛКУ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ//
Информация РМА 08.02.01

Антитимонопольные органы сообщили, что компания Eastman Kodak Со., Рочестер, США, реструктурирует закупку отделения регистрации изображения фирмы Bell & Howell, чтобы сохранить конкурентную среду на рынке быстродействующих сканеров, сообщил корреспондент агентства Рейтер.
Министерство юстиции сообщило, что Kodak откажется от закупки сегмента сканеров для бизнеса, включая серии Copiscan и 8000Plus, но приобретет остальные активы компании Bell & Howell Imaging Co., США.
"Первоначальная сделка предположительно нанесла бы ущерб важной и равной конкуренции в области быстродействующих сканеров, что привело бы к более высоким ценам для клиентов и сокращению модернизации изделий", упомянуто в заявлении.
Фирма Kodak объявила, что она закончила процесс приобретения; цена этой сделки составила $135 миллионов наличными. 
В объявлении о сделке в октябре фирма Kodak сообщила, что заплатит приблизительно $150 миллионов наличными фирме Bell & Howell за отделение регистрации изображения.
Сканеры, относящиеся к сфере контроля антимонопольных органов, могут обрабатывать до 125 страниц в минуту и стоят до $ 40,000 за штуку. 20-01

ПЯТЬ КОМПАНИЙ СОТРУДНИЧАЮТ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБЩЕГО ЦВЕТОВОГО БАЛАНСА ПЛЕНКИ// ИНФОРМАЦИЯ РМА 08.02.01
Пять компаний работали совместно, чтобы определить возможности упрощения технических аспектов фотообработки и улучшения качества цветных изображений. В результате этих усилий, компании Agfa-Gevaert AG, Eastman Kodak Со., Ferrania Imaging Technologies, Fuji Photo Film Cpo. Ltd. и Konica Corp. LTD выпускают объединенную рекомендацию для разработки и производства будущих 35 мм любительских цветных негативных пленок с общим цветовым балансом. Принятие этой рекомендации облегчит печать пленок с совместимым высоким качеством на большинстве типов использующегося в настоящее время оборудования для обработки и позволит потребителям лучше использовать уникальные характеристики пленок каждого изготовителя.
Потенциальные выгоды от этой рекомендации включают более простую установку и баланс фотографического принтера, сокращение отходов и получение совместимых изображений высокого качества. Эта рекомендация имеет дополнительное значение, поскольку изображения производятся и на оптическом, и на цифровом оборудовании для фотообработки, включая крупные лаборатории, розничный бизнес, и домашние офисы.
Эта рекомендация будет распространена в промышленности 30 апреля 2001 г. или ранее через документ, известный как "Руководство для Улучшения Системы". Каждый изготовитель пленки будет иметь копии руководства, доступные для фотолабораторий, изготовителей оборудования для фотообработки, и других заинтересованных лиц в области регистрации, обработки и хранения изображения.
Принятие этого руководства позволит промышленности улучшить совместимость изображений, давая изготовителям пленки полную возможность вводить новшества и дифференцировать их изделия, чтобы выполнить изменяющиеся потребности их клиентов.
В то время как строгое соблюдение руководства является добровольным, участие изготовителей пленки демонстрирует обязательство продвигать преимущества пленки, улучшая легкость использования фотообработки и качество изображений для потребителей.

KODAK ПОКУПАЕТ HICKS EQUIPMPENT// Информация РМА, 12.02.01
Компания Eastman Kodak Co.,Rochester, N.Y., США, через свое отделение Kodak Professional, объявила сегодня о составлении протокола о намерениях по закупке фирмы Hicks Equipment Inc., США, и ее авуаров, включающих лабораторный рабочий поток "ProShots". Сделка находится в процессе завершения и, как ожидается, закончится в пределах 30-60 дней. Условия не будут раскрыты. 
Компания также сообщила, что она планирует развивать интерактивную систему управления изображением, которая увеличит эффективность рабочего потока среди фотолабораторий, фотографов и их клиентов. Система будет также открывать фотостудии, чтобы обеспечить клиентов широким диапазоном новых и расширенных услуг для фотосъемки свадеб и портретов, типа интерактивного выбора фотографии и заказа печати. 
Настоящая сделка происходит вскоре за объявленным 19 января приобретением фирмой Kodak партнера технологии - Bremson Inc. разработчика объединенных цифровых решений управления процессом обработки изображения в лабораториях. 22-01.

FUJI ХОЧЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА 'ePicture'// Информация РМА
Fuji Photo Film USA Inc., Elmsford, N.Y., США, представила свою новую тему "Fujifilm.Get The ePicture " на PMA 2001 в Орландо, Флорида, США. 
Fujifilm предлагает розничным торговцам на выбор три цифровых решения: e-Start-up Solutions, e-Connected Solutions и Frontier e-Solutions. Система Print Fujicolor Retailer, разработанная, чтобы включить розничную торговлю в область цифрового изображения и Интернет, разрешает потребителям заказывать печать цифровых изображений с их домашних ПК и затем получать отпечатки (или по почте) непосредственно от их местного Fujifilm розничного торговца. 
Кроме того Fuji продемонстрировала на РМА2001 три новых FinePix цифровых камеры и новый ряд 35mm и APS камер. 16-01.

ИТОГИ РАБОТЫ КОМПАНИИ CANON НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ В 2000 ГОДУ// "ПОЛИГРАФИЯ", 1/2001.
Итоги работы в 2000 году подвел новый президент Canon North-East Oy Ханс Викстрем. Он отметил, что после двух бесприбыльных лет компания значительно увеличила объем поставок в Россию и страны СНГ. Общий рост продаж техники Canon составил более 60% против намеченных 15%. Основная часть их пришлась на розничные продажи, где прирост составил 353%. Это наиболее популярные на нашем рынке копировальные аппараты, принтеры, сканеры и другая офисная техника, а также факсимильные аппараты, работающие на простой бумаге.
По мнению г-на Викстрема, в России в настоящее время сложились благоприятные условия для развития этого бизнеса, поэтому в планах компании дальнейшее увеличение объемов продаж не менее, чем на 15%. Этого можно достичь за счет уменьшения сроков поставок путем оптимизации транспортных потоков, изменения ценовой политики и более активной рекламы. 
  

РАЗНОЕ


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЙКИ ЗАКАЗАЛО СПУТНИКОВУЮ СЪЕМКУ ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ С РАЗРЕШЕНИЕМ В 1 м// InfoArt News Agency, News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 06.03.2001
Компания Space Imaging, которой принадлежит коммерческий спутник Ikonos, оснащенный камерами для съемки поверхности Земли с высоким разрешением, заключила соглашение с правительством Ямайки. Это соглашение предусматривает съемку всей территории этой страны 


НОВЫЙ МИКРОСКОП ПОЗВОЛИТ УВИДЕТЬ МОЛЕКУЛЫ В ОБЪЕМЕ// MIGnews.com News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 14.03.2001
В Японии создан уникальный электронный микроскоп, который позволяет видеть молекулы в трехмерном изображении. Изобретение профессора университета Нара Хироси Окадо представляет собой микроскоп-фотоаппарат, который делает снимки простейших частиц в виде стереоскопических парных картинок. Если смотреть на них одновременно, то увеличенные в 20 миллиардов раз молекулы предстают в объемном виде.

ГИГАПИКСЕЛИ И СВЕРХ ТОГО ... С ЦИФРОВОЙ МАКРОКАМЕРОЙ, ФАЙЛ ЕМКОСТЬЮ 3.4 ГБ// JUMP - Tutto sul Mondo dell'Immagine Digitale - 2000.- No.22.- P.44
В журнале JUMP проводятся сведения о Цифровой Макро Камере, спроектированной, разработанной и маркетированной фирмой Metis из Рима. Фирма занималась подобными вопросами еще в 1975г., как консультант и поставщик решений для космических агентств.
Это устройство лучше всего объясняет подход к "окончательно цифровому архиву", к сожалению, все еще плохо понимаемому большинством профессионалов, вовлеченных в эту проблему. Что может быть выполнено сегодня с технологией, разработанной и запатентованной Metis для Цифровой Макро Камеры (DMC) - это возможность получить "виртуальные копии", причем не просто виртуальное воспроизводство "физического" оригинала; теперь можно иметь файл, содержащий "всю визуальную информацию", потенциально представленную в оригинале, и, следовательно, использовать ВСЮ существующую информацию в любой момент, и в любом местоположении или применении. Следовательно, фактически не нужно делать поиск в оригинале, который может хорошо храниться в архиве в окружающей среде, защищенной от всех атмосферных воздействий, пыли и небрежного обращения исследователями. Файл, способный заменять оригинал по существу во всех приложениях - от простого воспроизводства для выставки, художественной книги, или печати в натуральную величину, до более специализированного изучения и исследования - должен быть генерирован с предельным вниманием, используя решения, которые на первый взгляд казались бы невероятными. Если мы говорим, что DMC может генерировать файлы до 3.4 ГБ и более, это возбудит у вас любопытство? Фотографии старинных карт, показанные в журнале, были сделаны на модели, уже отосланной в Японию, в то время как две других машины, уже действующие в Италии, воспроизводят важные документы и изображения. DMC будет официально представлена на следующей "Фотокина", где безусловно возбудит большой интерес.
"Монстр", превышающий 3.4 Гигапикселей.
Некоторое время назад, потребители рынка цифрового изображения встретились с термином "Мегапиксель", тем самым обозначая броскую, важную величину, определяющую разрешение потребительской цифровой камеры. Известно, что немного более чем за год эта величина выросла, в среднем, от 1 мегапикселя до 2 и 3.3 мегапикселей, а теперь говорится относительно первых устройств с разрешением 4.3 мегапикселя. Решение, предлагаемое DMC, предоставляет первую возможность для оценки и сравнения с этими устройствами, не ради полемики, а ради объяснения; в этом случае речь идет о значениях порядка в тысячи раз больших, надо заменить параметры с мегапикселей до гигапикселей. DMC 1015 - модель, которая может производить, неинтерполированные цифровые изображения двух - и трехмерных предметов с 31250 x 38125 пикселями на канал; число пикселей должно быть затем умножено на 3 (красный, зеленый, и синий), вследствие этого получается внушительное общее количество в более, чем 3.5 миллиарда пикселей, что означает 3.4 Гигабайт, неинтерполируемых в 24 бита, или - если перевести в параметры потребительской цифровой технологии - 3.4 Гигапикселя. DMC имеет область проекции изображения 250 мм (Y-ось) x 305 мм (X-ось), которая может быть охвачена двумя специальными оптическими системами с приблизительно 470 мм фокусном расстоянием: один фирмы Schneider больше подходит для трехмерных предметов, и один фирмы Rodеnstock, который предпочтителен для репродуцирования двумерных предметов. Камера DMC может превысить эти пределы; датчик Sony CCD, используемый в этой версии, с 3x10500 пикселей, может теоретически достигать разрешения 31250 x 47500 пикселей (более 4 Гб неинтерполируемого файла), что соответствует области изображения 250 x 380 мм. Единственное ограничение - оптическая система, при условии, что необходимо использовать оптические системы, гарантирующие работу полностью до границ изображения.
Как может быть достигнут такой результат, если датчиков, способных гарантировать такое разрешение, нет? Выбранное решение - полностью динамическое сканирование по X- и Y-осям. Это сканирование может адаптироваться к форме и размеру объектов, которые должны быть сфотографированными. Практически, -благодаря сложному программному обеспечению и абсолютной точности механики DMC определяет, порядок перемещения CCD, затем с помощью методики мозаики воспроизводит предмет в желательном разрешении. В отличие от решений, предложенных недавно некоторыми изготовителями цифровых схем, камера DMC не только не зависит от CCD (фактически, ее конструкция теоретически делает возможным использовать все виды и формы CCD; в данном случае, как уже объяснялось, используется датчик Sony с электроникой Kigamo, сформированной по спецификациям Metis,), но она приспосабливает перемещение к предмету: воспроизводство строго горизонтальной карты приведет к перемещению датчика, другому, чем для вертикального или квадратного предмета. Следовательно, DMC оперирует не по установленным моделям, а всегда находя самый лучший способ использования разрешения CCD и его горизонтальное и вертикальное движение (по осям X и Y, как уже упоминалось). Программное обеспечение DMC обеспечивает автофокусировку, основанную на цифровом измерении микроконтрастности и, благодаря системе, позволяющей перемещать и измерять ось Z (ось объектива), с исключительной точностью определяет оптимальное положение в отношении резкости. Затем принимается решение о разрешении изображения. Программное обеспечение вычисляет перемещение CCD, необходимое, чтобы выдать желательный результат. В этой точке, после необходимой коррекции плотности и цвета, оператором может быть сразу же начата дальнейшая съемка.
Практические параметры: используя отношения компрессии 12,5:1 с оптической системой 470 мм Rodenstock, можно воспроизводить объект 312x381 см (приблизительно 12 квадратных метров!) с разрешением 254 ppi; эта съемка может следовательно включать детали и маркировки вплоть до менее 1/10 мм (разрешение 100 точек/мм). 
Трудность преодоления рыночных барьеров
Камера DMC была создана, чтобы отвечать требованиям определенного сегмента рынка. Хотя этот пользовательский сегмент, конечно, очень частный, он шире, чем можно предполагать, даже если эти пользователи, в их ожиданиях, заходят за рамки наиболее высоко развитых достижений информационной технологии. Весь проект DMC - результат работы группы во главе с Клаудио, Массимо и Лоренцо Колагранде, которые отвечали, соответственно, за оборудование, программное обеспечение и общие проблемы. 
Как может быть обработан файл в 3.4Гб? Действительно, нужно иметь в виду, что Microsoft не предусмотрел эту возможность ни в одной из большего количества "мощных" операционных систем - сервер Windows 2000, приспособленный для DMC -дает предел (очевидно больший, чем любое возможное требование) - только 2 Гб RAM для данного применения. Metis обошел эту проблему "взламывая" файл и проводя ряд сеансов одной и той же программы обработки изображения параллельно. Но препятствия так легко не преодолеваются и в операционной системе появилась ошибка: изображения данного размера заставляют систему зависать в течение периода предварительного просмотра. 
Вернемся к компьютеру: сколько памяти необходимо, чтобы обработать изображение в 3.4 Гб? Компьютер, управляющий DMC имеет 4 Гб RAM (не жесткий диск!!) и все "ECC REGISTERED", которые должны наиболее часто использоваться и с наибольшим контролем ошибок. С точки зрения мощности расчетов компьютер, используемый в настоящее время - супер-сервер с четырьмя процессорами. А как можно архивировать файл 3.4 Гб? Metis исследовал ряд путей, включая решение, уже представленное в этом журнале: формат MrSID фирмы LizardTech, которым Metis особо тщательно занимался, считая, что форма и вес DMC (приблизительно 150 кг) на первый взгляд пугает, и в эру миниатюризации все это кажется анахронизмом. Но эта макрокамера была разработана, чтобы гарантировать воспроизводимость движений, с точностью до нескольких микрон, что является абсолютно необходимым для задачи точно и невидимо собрать различные фрагменты мозаики, произведенной перемещением датчика. Когда допуски измеряются в микронах, никакими деталями нельзя пренебречь, и огромное значение имеют и высокоточная оптика и механика. Огромное внимание оказано каждой детали конструкции внутри и снаружи, электронной и электрической безопасности, большому размеру двигателей, совершенной плоскостности основания камеры, и точности регуляторов программного обеспечения; все подчинено единой цели: достижению совершенных воспроизводимых результатов, не оставляя никакой возможности для погрешности. 

Редакция

 

выход

 в начало